Дата: 27.09.2017
Академик Александр Сергеев победил во втором туре выборов, набрав 1045 голосов участников Общего собрания РАН. За его соперника Роберта Нигматулина отдано 412 голосов. На пост президента РАН претендовали пять академиков: Евгений Каблов, Геннадий Красников, Роберт Нигматулин, Владислав Панченко и Александр Сергеев. Так как в первом туре никто не набрал требуемых для победы 50 процентов плюс один голос, состоялся второй тур, куда вышли Сергеев и Нигматулин.
Почему в итоге победил Александр Сергеев? Участники Общего собрания особо подчеркивали, что все кандидаты - это крупные ученые, у них очень сильные программы, поэтому выбор будет сделать непросто. Анализ итогов этого форума еще впереди, эксперты взвесят все "за" и "против", разберутся в хитросплетениях и нюансах академических выборов.
Говоря о своих первых шагах, новый глава РАН отметил, что предложит Общему собранию обновить и омолодить президиум академии. Кроме того, надо решить ключевой вопрос о статусе академии. Ее нынешний правовой статус федерального бюджетного учреждения создает много сложностей в работе РАН, не позволяет ей эффективно выполнять свои задачи.
Говоря о непростой ситуации в нашей экономике, Сергеев подчеркивает, что у нас есть шансы выйти из нее. Принципиальным условием для этого является восстановление ведущей роли РАН в проведении научно-технической политики страны. Академии надо не только найти новые формы организации науки в самой академии и в стране, но и предложить способы эффективного взаимодействия с властью, бизнесом и обществом.
Кстати, многие участники этого форума в разговоре с корреспондентом "РГ" отметили: может и хорошо, что выборы 22 марта были отменены. Пожалуй, впервые за многие годы получился такой основательный разбор сложнейшей ситуации, в которой оказалась академия наук. Да, ее не раз критиковали, но "со стороны", а здесь анализ сделали сами ученые, которые как никто другой видят болевые точки, ставят верный диагноз и предлагают пути лечения.
К примеру, все кандидаты отметили, что в трудный для РАН период, когда в СМИ на нее обрушился шквал критики, в том числе и из уст ряда высокопоставленных чиновников, академия заняла позицию "осажденной крепости", вела себя пассивно, постоянно ссылалась на недостаток финансирования. Не хотела замечать собственных проблем, и прежде всего, в управлении наукой. А ведь система стала архаичной, малоэффективной, не отвечающей вызовам времени. В итоге такая позиция стала одной из причин дальнейших проблем РАН.
Еще одно следствие закрытости академии стал недостаточный уровень взаимодействия с ФАНО и другими органами государственной власти. А ведь одна из главных функций, предоставленных ей законом, является всесторонняя экспертиза не только научных проектов, но и крупных социально-экономических программ. Кандидаты отметили, что сегодня нередко многие программы, которые принимаются ведомствами, не стыкуются между собой, а выделяемые средства дублируются, расходуются неэффективно. И здесь, по мнению кандидатов, академия могла бы действовать намного активней. Она должна стать центром экспертизы всех крупных программ, проектов, различных государственных актов. А в принципе экспертиза РАН должна быть обязательной для такого рода документов.
Среди проблем РАН кандидаты отметили и недостаточную деятельность в сфере инноваций, коммерциализации научных разработок. Конечно, от фундаментальной науки ждут, прежде всего, новых идей, но можно вспомнить, что в реализации таких крупных проектов, как атомный и космический, решающую роль играла академия наук. И сейчас, когда ведущие страны мира делают ставку на высокие технологии, на прорывы и их быстрое внедрение, академии не может замыкаться только на фундаментальных исследованиях. Надо совместно с промышленностью искать пути их реализации. Это, кстати, позволит академии в условиях недостатка государственного финансирования существенно пополнить свой бюджет.
Кандидаты единодушны: академия должна иметь особый статус: "Государственная академия наук". А одна из главных задач, стоящая сейчас перед академией - повысить уровень взаимоотношений власти и РАН. Причем здесь нужны не косметические, а радикальные меры. Для этого необходимо создать Высший совет, куда войдут ученые, представители бизнеса, ректоры и т.д. Возглавить его имеет смысл предложить кому-то из руководителей страны. Кстати, один из ученых, которые агитировали за кандидатов, заметил, что в правительстве есть вице-премьер, отвечающий за спорт, так может и президент РАН должен иметь такой же статус.
Академия должна взять на себя роль ключевого партнера государственной власти в реализации Стратегии научно-технологического развития РФ, утвержденной указом президента. По мнению кандидатов, академия должна разрабатывать стратегии социально- экономического развития страны, науки, образования, медицины, предсказывать новые вызовы и предлагать пути их решения.
Практически все участники собрания подчеркивают, что перед новым главой академии стоят сложнейшие задачи. Александр Сергеев берет на себя ответственность не только за судьбу РАН и всей российской науки, но и за судьбу страны. Без современной науки и наукоемких технологий она может оказаться на обочине научно-технического прогресса, навсегда отстать от ведущих стран.
Прямая речь, Александр Сергеев:
Почему я стал кандидатом в президенты? После срыва выборов 22 марта в команде физиков возникло очень серьезное опасение за будущее академии. И когда Отделение физических наук РАН предложило мне участвовать в выборах, я это воспринял как поручение коллег, от которого у меня нет права отказываться. Тем более, что прекрасно понимаю - в академии физики играют очень заметную роль, к их мнению многие прислушиваются, что еще сильней поднимает уровень ответственности, связанной с этим предложением моих коллег.
По материалам РАН: оригинальная статья.
Телефоны:
(8722)
67-06-20
(8722)
67-06-11
Факс:
(8722)
67-49-65
Председатель ДФИЦ РАН
Муртазаев Акай Курбанович