Сделать домашней
Написать нам

БУКЛЕТ: 75 ЛЕТ ДФИЦ РАН

ИНСТИТУТЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

все институты →

КОНКУРСЫ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

02.10.2024

Конкурс на замещение вакантных должностей в Институте истории, археологии и этнографии - обособленном подразделении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Дагестанский федеральны...

02.10.2024

Конкурс на замещение вакантных должностей в Институте геологии - обособленном подразделении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Дагестанский федеральный исследовательский цент...

02.10.2024

Конкурс на замещение вакантных должностей в Институте физики им.Х.И.Амирханова - обособленном подразделении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Дагестанский федеральный исслед...

02.10.2024

КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ в Горном ботаническом саду ДФИЦ РАН В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2015 г....

02.10.2024

Конкурс на замещение вакантных должностей в Институте социально-экономических исследований - обособленном подразделении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Дагестанский федера...

все объявления →

Приглашаем Вас посетить наш новый сайт dfic.ru!
(сайт находится на стадии доработки)

Новости

Дагестанские ученые посвятили конференцию 140-летию со дня рождения Гамзата Цадасы

Дата: 19.10.2017


Дагестанские ученые посвятили конференцию 140-летию со дня рождения Гамзата Цадасы

Институт языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук провел двухдневную всероссийскую научную конференцию «Творчество Гамзата Цадасы в контексте эпохи», посвященную 140-летию со дня рождения народного поэта Дагестана. Доклады ученых были посвящены обрядности в стихах поэта, фразеологизмам в произведениях, восточным мотивам, поэтическим откликам Цадасы общественно-политических событий 1920-1930-х годов и т.д.


Завотделом грамматических исследований ИЯЛИ Магомед Магомедов рассказал о неизвестных страницах биографии и творчества Гамзата Цадасы и Расула Гамзатова. «Можно сказать, что о жизни и творчестве Гамзата Цадасы и Расула Гамзатова известно почти все: об этом написано достаточно, но есть и такие моменты, о которых хотелось бы мне сегодня сказать. Думаю, что это будет интересно специалистам и любителям поэзии этих двух замечательных людей», – начал Магомедов.


К примеру, о том, что выдающийся аварский поэт Гамзат Цадаса работал в 20-е годы XX века в селе Арадерих Гумбетовского района, знают многие. Публикации на эту тему появились, хотя и сравнительно поздно, но при жизни самого Расула Гамзатова они успели увидеть свет. Причина умалчивания факта работы Цадасы муллой в данном селении была банально проста. Это было уже послереволюционное время (1922-23 годы), и данный факт мог сыграть злую шутку в биографии поэта. Поэтому большой удачей в своей жизни он считал то, что ему в Арадерихском сельсовете дали справку о том, что он работал там учителем, а не муллой. Для Гамзата это был почти вопрос жизни и смерти, факт, который он вынужден был скрывать всю жизнь. Судебные процессы конца 20-х и 30-х годов как жернова мололи мусульманскую интеллигенцию Дагестана, не пропуская никого. Ни в одной своей автобиографии Гамзат не пишет о том, что он находился или работал в данном селении.


Всемирно известный поэт Расул Гамзатов родился в селении Средний Арадерих Гумбетовского района (до 1967 года данный населенный пункт относился к Хунзахскому району). Данный факт долгое время оставался на уровне слухов, хотя для арадерихцев он был неоспорим. Гамзатов вскользь упоминает об этом в произведении «Мой Дагестан», подчеркивая, что он приехал в Арадерих младенцем. Тепло отзывается он и о своей молочной сестре Залму и о ее матери, которая его и кормила своим молоком, когда заболела его мать Хандулай.


В шестом томе произведений Цадасы на аварском языке опубликованы воспоминания его жены и дочери, где они уже очень подробно описывают свой быт в Арадерихе. Написано, что они прожили в этом селении год и четыре месяца. Все члены семьи, кроме самого Гамзата, тяжело заболели. Хандулай пишет, что и она, которая недавно родила Расула, заболела (ему при рождении дали имя Магомедрасул, но потом оно стало употребляться в усеченном виде; мать всегда его называла только Магомедрасул). Его по очереди кормили многие арадерихские женщины, но больше всех – Саидат, у которой была маленькая дочка Залму. Гамзат приехал в Арадерих в середине 1922 года, уехал в конце 1923 года. Семья Гамзата жила у разных людей.


Касательно творчества Гамзата Цадасы, по словам докладчика, оно изучено достаточно хорошо, но это нельзя сказать о правильности передачи написанного поэтом на аварском языке. Как известно, поэт писал, в основном, на аджаме и только некоторые его произведения написаны на латинице. Кажется, что кириллицей поэт совсем не пользовался.


«На наш взгляд, отсюда и ошибки, которыми изобилуют его произведения с точки зрения работы редакторов. Если некоторые произведения дореволюционного периода не были вообще написаны, и они были восстановлены поэтом позднее или по памяти, или при помощи тех людей, кому они были посвящены, то основная масса произведений поэта имеет оригиналы и их можно, как говорится, “прощупать”. Приходится признавать, что произведения Цадасы с самых первых публикаций проходили “редакторскую работу” в сторону “олитературивания”, вследствие чего они потеряли свой первоначальный облик и приобрели нейтральную и безликую форму», – отметил Магомедов.


Заведующий центром по изучению литературного наследия Расула Гамзатова ИЯЛИ Ахмед Муртазалиев выступил с докладом о судьбе поэмы Гамзата Цадасы «Шамиль», которая, как и судьба его героя, сложилась довольно драматично. Долгие годы она оставалась объектом политического и идеологического преследования, конъюнктурной критики, неоправданных оценок. Поэму игнорировали исследователи и литературные критики, ее упорно не замечали известные переводчики. В результате одно из лучших творений Цадасы до сих пор не знакомо широкой аудитории русскоязычного читателя.


Между тем авторы, писавшие о творчестве Цадасы, с различных позиций дают оценки его художественно-композиционным особенностям. Среди этих оценок выделяются две позиции, в которых наиболее контрастно отразились такие явления, как: конъюнктура времени, политика властей, гражданская позиция творческой интеллигенции в отношении Шамиля и национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в первой половине XIX века, а, следовательно, и в отношении сочинения Гамзата Цадасы.


«Гражданская позиция Гамзата Цадасы в отношении личности Шамиля и героического прошлого своего народа не могла не отразиться на его творчестве. Казалось бы, эта тема, увлекая поэта своей актуальностью, остротой и патриотической направленностью, должна была стать одной из его доминантных направлений. Однако она реализована лишь в нескольких его сочинениях разного жанра: в поэме «Шамиль», одноименном стихотворении, в трех пьесах – в законченной «Базалай» и двух незаконченных – «В Гимринской теснине», «Шамиль в Шатое». В данном случае можно лишь предположить, что объективные обстоятельства политического и идеологического порядка, которые имели место в стране в период расцвета творчества Цадасы, не позволили ему реализовать данную тему в том качестве, в каком она волновала его и как художника, и как гражданина», – отметил Муртазалиев.


Говоря о поэме «Шамиль», как об оригинальном художественном произведении, докладчик подчеркнул, что сам автор, а вслед за ним и исследователи его творчества, отмечали, что в основе данного сочинения лежит историческая хроника Мухамеда-Тахира аль-Карахи. Однако из этого вовсе не следует, что поэма «Шамиль» представляет собой поэтическую копию знаменитой хроники. «Шамиль» – это сугубо гамзатовское произведение, в котором нашли художественное отображение исторические события, в которых раскрываются героические образы народа и его вождей в том аспекте, в каком мыслил и представлял себе автор.


Особое внимание автор в поэме уделяет раскрытию темы личности и народа – проблеме, ставшей очень актуальной в период написания произведения, то есть в начале Великой Отечественной войны. Это было время, когда требовалась максимальная мобилизация физических и духовных сил народа для борьбы с вероломным врагом. Как творческая личность Цадаса понимал, что наилучшим образом это можно выразить посредством художественного воплощения ярких образов национальных героев, воспевания народного подвига в период Кавказской войны. Цадаса охватил в поэме лишь наиболее яркий, героический и самый длительный период в истории национально-освободительной борьбы – эпоху Шамиля. Это было время наивысшего взлета и раскрытия физических и духовных сил, интеллектуального, культурного и нравственного потенциала дагестанского народа, когда пассионарностью вождя кавказских народов, его организаторским и полководческим талантом восхищался весь цивилизованный мир.


Создание такого панорамного произведения, каким является поэма «Шамиль», от автора потребовало не только мобилизации таланта, творческих сил, умения пользоваться богатым потенциалом родного языка и фольклорного наследия аварцев, но и мастерства историка-летописца. Вся поэма – это большая, цельная панорама грандиозного сражения, созданная на одном дыхании от описания отдельных боевых эпизодов до картин малых сражений.


В образной системе поэмы доминирующее место занимает народ. Изображая народ, Цадаса в первую очередь стремится продемонстрировать его как могучую, высокоорганизованную, талантливую силу, которая по своей нравственно-этической природе, эстетическому оформлению качественно превосходит могущественного врага. Наиболее ярко нравственное состояние народа, его эстетическое кредо проявляется в главе «Штурм Ахульго», являющейся кульминационным моментом поэмы. В ней пером талантливого художника выведена картина кровавой драмы, всенародной трагедии, где маленькая горстка защитников крепости в течение трех месяцев, несмотря на большие потери, жестокие лишения, сдерживает атаки сильного и коварного врага.


В поэме «Шамиль» упоминается свыше пятидесяти имен исторических лиц – народных героев. Это известные наибы и военачальники: Газияв из Анды, Кокав Али из Согратля, Бусаилав из Тинди, Ахвердилав из Хунзаха, Шуайб из Центроя, Джаватхан из Дарго и другие и малоизвестные герои, оставшиеся в памяти народа (например, Чиралав из Гидатля). Хотя автор и не останавливается на характеристике образов этих героев, но, награждая каждого из них определенным, соответствующим их деятельности и поступку эпитетом, создает обобщенный, типичный образ народа – главного героя поэмы. В центре поэмы выведен образ имама Шамиля – достойного преемника своих предшественников, посвятившего свою жизнь сплочению и организации горцев на борьбу с врагом. Он ни на шаг не отступает от целей, поставленных первым имамом Газимухамадом.


«Характеризуя героя с разных позиций, на первый взгляд, кажется, что поэт стремится наделить его сверхъестественными, мифическими чертами и свойствами. На самом деле художник не выходит за рамки реального образа Шамиля. Поэтому присутствие в нем элементов идеализации, налета романтичности можно отнести к чувствам высокого уважения и преданности, которые испытывал Цадаса к этой выдающейся исторической личности. Среди черт характера, которыми обладал имам Шамиль, в поэме выделяются его исключительная решимость и твердость. Он никому не делает снисхождения: с врагами он беспощаден, с колеблющимися дипломатичен, со слабыми тверд. В образе Шамиля художник сумел показать не только талантливого полководца и государственного деятеля, но и высоконравственную личность. Человека, способного критически оценивать обстановку, понимать и принимать близко к сердцу страдания и лишения людей, степень их жертвенности, выпавшей на долю его народа», – говорит ученый.


Отмечая художественные достоинства поэмы «Шамиль», ее успех у современной критики и читателя, Муртазалиев подчеркнул, что они являются следствием уникального таланта автора, выступившего здесь в новой ипостаси – в роли поэта-баталиста. Следуя лучшим традициям аварской народной героико-исторической песни и творчества своих предшественников, в частности, Мухамад-бега из Гергебиля, Аминатил Мухамада из Гимры, Чупалава из Игали, Цадаса блестяще воплотил в своем произведении нравственно-эстетическую сущность героического. Тем самым он внес существенный вклад в обогащение и развитие жанра героико-исторической песни аварцев и ее историко-поэтических традиций.


В ходе конференции также рассмотрены особенности развития дагестанской литературы XX века.



По материалам РИА «Дагестан»: оригинальная статья


Вернуться к новостной ленте

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес:

367000, Республика Дагестан,
г. Махачкала,
ул. М.Гаджиева, 45.

E-mail:

dncran@mail.ru

Телефоны:

(8722)

67-06-20

(8722)

67-06-11

Факс:

(8722)

67-49-65

Председатель ДФИЦ РАН

Муртазаев Акай Курбанович

© 2013 - 2024. Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru