Сделать домашней
Написать нам
Вконтакте
Facebook
Twitter

БУКЛЕТ: 70 ЛЕТ ДНЦ

ИНСТИТУТЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

все институты →

КОНКУРСЫ И ОБЪЯВЛЕНИЯ

11.01.2017

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Дагестанский научный центр Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантных должностей Отдел ма...

20.12.2016

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Дагестанский научный центр Российской академии наук объявляет конкурс на замещение вакантной должности заместителя председа...

12.02.2016

К сведению сотрудников: Новый коллективный договор ДНЦ РАН Скачать коллективный договор

29.07.2015

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Дагестанский научный центр РАН объявляет прием в аспирантуру в 2015 году по специальности 01.01.01 "Вещественный, комплексный и функциональный...

06.05.2015

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Дагестанский научный центр Российской академии наук объявляет конкурс н...

все объявления →

Новости

Дагестанские ученые посвятили конференцию 140-летию со дня рождения Гамзата Цадасы

Дата: 19.10.2017


Дагестанские ученые посвятили конференцию 140-летию со дня рождения Гамзата Цадасы

Институт языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук провел двухдневную всероссийскую научную конференцию «Творчество Гамзата Цадасы в контексте эпохи», посвященную 140-летию со дня рождения народного поэта Дагестана. Доклады ученых были посвящены обрядности в стихах поэта, фразеологизмам в произведениях, восточным мотивам, поэтическим откликам Цадасы общественно-политических событий 1920-1930-х годов и т.д.


Завотделом грамматических исследований ИЯЛИ Магомед Магомедов рассказал о неизвестных страницах биографии и творчества Гамзата Цадасы и Расула Гамзатова. «Можно сказать, что о жизни и творчестве Гамзата Цадасы и Расула Гамзатова известно почти все: об этом написано достаточно, но есть и такие моменты, о которых хотелось бы мне сегодня сказать. Думаю, что это будет интересно специалистам и любителям поэзии этих двух замечательных людей», – начал Магомедов.


К примеру, о том, что выдающийся аварский поэт Гамзат Цадаса работал в 20-е годы XX века в селе Арадерих Гумбетовского района, знают многие. Публикации на эту тему появились, хотя и сравнительно поздно, но при жизни самого Расула Гамзатова они успели увидеть свет. Причина умалчивания факта работы Цадасы муллой в данном селении была банально проста. Это было уже послереволюционное время (1922-23 годы), и данный факт мог сыграть злую шутку в биографии поэта. Поэтому большой удачей в своей жизни он считал то, что ему в Арадерихском сельсовете дали справку о том, что он работал там учителем, а не муллой. Для Гамзата это был почти вопрос жизни и смерти, факт, который он вынужден был скрывать всю жизнь. Судебные процессы конца 20-х и 30-х годов как жернова мололи мусульманскую интеллигенцию Дагестана, не пропуская никого. Ни в одной своей автобиографии Гамзат не пишет о том, что он находился или работал в данном селении.


Всемирно известный поэт Расул Гамзатов родился в селении Средний Арадерих Гумбетовского района (до 1967 года данный населенный пункт относился к Хунзахскому району). Данный факт долгое время оставался на уровне слухов, хотя для арадерихцев он был неоспорим. Гамзатов вскользь упоминает об этом в произведении «Мой Дагестан», подчеркивая, что он приехал в Арадерих младенцем. Тепло отзывается он и о своей молочной сестре Залму и о ее матери, которая его и кормила своим молоком, когда заболела его мать Хандулай.


В шестом томе произведений Цадасы на аварском языке опубликованы воспоминания его жены и дочери, где они уже очень подробно описывают свой быт в Арадерихе. Написано, что они прожили в этом селении год и четыре месяца. Все члены семьи, кроме самого Гамзата, тяжело заболели. Хандулай пишет, что и она, которая недавно родила Расула, заболела (ему при рождении дали имя Магомедрасул, но потом оно стало употребляться в усеченном виде; мать всегда его называла только Магомедрасул). Его по очереди кормили многие арадерихские женщины, но больше всех – Саидат, у которой была маленькая дочка Залму. Гамзат приехал в Арадерих в середине 1922 года, уехал в конце 1923 года. Семья Гамзата жила у разных людей.


Касательно творчества Гамзата Цадасы, по словам докладчика, оно изучено достаточно хорошо, но это нельзя сказать о правильности передачи написанного поэтом на аварском языке. Как известно, поэт писал, в основном, на аджаме и только некоторые его произведения написаны на латинице. Кажется, что кириллицей поэт совсем не пользовался.


«На наш взгляд, отсюда и ошибки, которыми изобилуют его произведения с точки зрения работы редакторов. Если некоторые произведения дореволюционного периода не были вообще написаны, и они были восстановлены поэтом позднее или по памяти, или при помощи тех людей, кому они были посвящены, то основная масса произведений поэта имеет оригиналы и их можно, как говорится, “прощупать”. Приходится признавать, что произведения Цадасы с самых первых публикаций проходили “редакторскую работу” в сторону “олитературивания”, вследствие чего они потеряли свой первоначальный облик и приобрели нейтральную и безликую форму», – отметил Магомедов.


Заведующий центром по изучению литературного наследия Расула Гамзатова ИЯЛИ Ахмед Муртазалиев выступил с докладом о судьбе поэмы Гамзата Цадасы «Шамиль», которая, как и судьба его героя, сложилась довольно драматично. Долгие годы она оставалась объектом политического и идеологического преследования, конъюнктурной критики, неоправданных оценок. Поэму игнорировали исследователи и литературные критики, ее упорно не замечали известные переводчики. В результате одно из лучших творений Цадасы до сих пор не знакомо широкой аудитории русскоязычного читателя.


Между тем авторы, писавшие о творчестве Цадасы, с различных позиций дают оценки его художественно-композиционным особенностям. Среди этих оценок выделяются две позиции, в которых наиболее контрастно отразились такие явления, как: конъюнктура времени, политика властей, гражданская позиция творческой интеллигенции в отношении Шамиля и национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в первой половине XIX века, а, следовательно, и в отношении сочинения Гамзата Цадасы.


«Гражданская позиция Гамзата Цадасы в отношении личности Шамиля и героического прошлого своего народа не могла не отразиться на его творчестве. Казалось бы, эта тема, увлекая поэта своей актуальностью, остротой и патриотической направленностью, должна была стать одной из его доминантных направлений. Однако она реализована лишь в нескольких его сочинениях разного жанра: в поэме «Шамиль», одноименном стихотворении, в трех пьесах – в законченной «Базалай» и двух незаконченных – «В Гимринской теснине», «Шамиль в Шатое». В данном случае можно лишь предположить, что объективные обстоятельства политического и идеологического порядка, которые имели место в стране в период расцвета творчества Цадасы, не позволили ему реализовать данную тему в том качестве, в каком она волновала его и как художника, и как гражданина», – отметил Муртазалиев.


Говоря о поэме «Шамиль», как об оригинальном художественном произведении, докладчик подчеркнул, что сам автор, а вслед за ним и исследователи его творчества, отмечали, что в основе данного сочинения лежит историческая хроника Мухамеда-Тахира аль-Карахи. Однако из этого вовсе не следует, что поэма «Шамиль» представляет собой поэтическую копию знаменитой хроники. «Шамиль» – это сугубо гамзатовское произведение, в котором нашли художественное отображение исторические события, в которых раскрываются героические образы народа и его вождей в том аспекте, в каком мыслил и представлял себе автор.


Особое внимание автор в поэме уделяет раскрытию темы личности и народа – проблеме, ставшей очень актуальной в период написания произведения, то есть в начале Великой Отечественной войны. Это было время, когда требовалась максимальная мобилизация физических и духовных сил народа для борьбы с вероломным врагом. Как творческая личность Цадаса понимал, что наилучшим образом это можно выразить посредством художественного воплощения ярких образов национальных героев, воспевания народного подвига в период Кавказской войны. Цадаса охватил в поэме лишь наиболее яркий, героический и самый длительный период в истории национально-освободительной борьбы – эпоху Шамиля. Это было время наивысшего взлета и раскрытия физических и духовных сил, интеллектуального, культурного и нравственного потенциала дагестанского народа, когда пассионарностью вождя кавказских народов, его организаторским и полководческим талантом восхищался весь цивилизованный мир.


Создание такого панорамного произведения, каким является поэма «Шамиль», от автора потребовало не только мобилизации таланта, творческих сил, умения пользоваться богатым потенциалом родного языка и фольклорного наследия аварцев, но и мастерства историка-летописца. Вся поэма – это большая, цельная панорама грандиозного сражения, созданная на одном дыхании от описания отдельных боевых эпизодов до картин малых сражений.


В образной системе поэмы доминирующее место занимает народ. Изображая народ, Цадаса в первую очередь стремится продемонстрировать его как могучую, высокоорганизованную, талантливую силу, которая по своей нравственно-этической природе, эстетическому оформлению качественно превосходит могущественного врага. Наиболее ярко нравственное состояние народа, его эстетическое кредо проявляется в главе «Штурм Ахульго», являющейся кульминационным моментом поэмы. В ней пером талантливого художника выведена картина кровавой драмы, всенародной трагедии, где маленькая горстка защитников крепости в течение трех месяцев, несмотря на большие потери, жестокие лишения, сдерживает атаки сильного и коварного врага.


В поэме «Шамиль» упоминается свыше пятидесяти имен исторических лиц – народных героев. Это известные наибы и военачальники: Газияв из Анды, Кокав Али из Согратля, Бусаилав из Тинди, Ахвердилав из Хунзаха, Шуайб из Центроя, Джаватхан из Дарго и другие и малоизвестные герои, оставшиеся в памяти народа (например, Чиралав из Гидатля). Хотя автор и не останавливается на характеристике образов этих героев, но, награждая каждого из них определенным, соответствующим их деятельности и поступку эпитетом, создает обобщенный, типичный образ народа – главного героя поэмы. В центре поэмы выведен образ имама Шамиля – достойного преемника своих предшественников, посвятившего свою жизнь сплочению и организации горцев на борьбу с врагом. Он ни на шаг не отступает от целей, поставленных первым имамом Газимухамадом.


«Характеризуя героя с разных позиций, на первый взгляд, кажется, что поэт стремится наделить его сверхъестественными, мифическими чертами и свойствами. На самом деле художник не выходит за рамки реального образа Шамиля. Поэтому присутствие в нем элементов идеализации, налета романтичности можно отнести к чувствам высокого уважения и преданности, которые испытывал Цадаса к этой выдающейся исторической личности. Среди черт характера, которыми обладал имам Шамиль, в поэме выделяются его исключительная решимость и твердость. Он никому не делает снисхождения: с врагами он беспощаден, с колеблющимися дипломатичен, со слабыми тверд. В образе Шамиля художник сумел показать не только талантливого полководца и государственного деятеля, но и высоконравственную личность. Человека, способного критически оценивать обстановку, понимать и принимать близко к сердцу страдания и лишения людей, степень их жертвенности, выпавшей на долю его народа», – говорит ученый.


Отмечая художественные достоинства поэмы «Шамиль», ее успех у современной критики и читателя, Муртазалиев подчеркнул, что они являются следствием уникального таланта автора, выступившего здесь в новой ипостаси – в роли поэта-баталиста. Следуя лучшим традициям аварской народной героико-исторической песни и творчества своих предшественников, в частности, Мухамад-бега из Гергебиля, Аминатил Мухамада из Гимры, Чупалава из Игали, Цадаса блестяще воплотил в своем произведении нравственно-эстетическую сущность героического. Тем самым он внес существенный вклад в обогащение и развитие жанра героико-исторической песни аварцев и ее историко-поэтических традиций.


В ходе конференции также рассмотрены особенности развития дагестанской литературы XX века.



По материалам РИА «Дагестан»: оригинальная статья


Вернуться к новостной ленте

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес:

367025, Республика Дагестан,
г. Махачкала,
ул. М.Гаджиева, 45.

E-mail:

dncran@mail.ru

Телефоны:

(8722)

67-06-20

(8722)

67-06-11

Факс:

(8722)

67-49-65

ВРИО председателя ДНЦ РАН

Гаджиев Муртазали Серажутдинович

© 2013 Учреждение Российской академии наук Дагестанский научный центр

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru