19 апреля отмечается памятная дата — День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи. Такая дата выбрана не случайно. Именно 19 апреля (8 апреля по старому стилю) 1783 года императрица Екатерина II подписала высочайший манифест «О принятии Крымского полуострова, острова Тамана и всея Кубанской стороны под державу Российскую».
В рескрипте на имя Г.А. Потемкина Екатерина II писала, что «Крымской полуостров, остров Тамань и всю Кубань с их жителями, кои какого бы рода и звания ни были, имеют от сего времени состоять в подданстве Ея Императорского Величества». Для присоединения Крыма и Прикубанья к России крымский хан Шагин-Гирей должен был отречься от престола за это ему было обещано именем императрицы пенсия до 200 тыс. руб. В письме от 5 мая 1783 г. Г.А. Потемкину Екатерина II сообщила, что Шагин-Гирей отказался от ханского престола. 28 декабря 1783 г. Турция признала присоединение Крымского ханства к России по конвенции, подписанной между двумя державами в Константинополе.
В апреле 1783 г. Г.А. Потемкин отдал распоряжение привести новых подданных к присяге на верность России и «относиться к ним ласково, оказывать уважение к религии, освободить от рекрутчины и уменьшить подати».
Присоединение Крымского ханства к России имело для нее стратегическое значение. Крым обеспечивал России господство в Северном Причерноморье. Присоединение Крыма к России сыграло огромную роль в судьбах народов Северного Кавказа. Народы региона избавились от разорительных набегов крымских татар, бравших с местного населения дань людьми.
Народы Прикубанья, в том числе и ногайцы, освободившись от притязаний Турции, попали в сферу экономического и культурного влияния России.
Официальная турецкая историография присоединение Крыма к России считает несправедливым актом. В «Истории Турции» подчеркивается, что «между двумя русскими войнами Россией было захвачено Крымское ханство, которое Карнарджийский договор признавал независимым, и Османское государство было вынуждено признать и утвердить этот несправедливый акт (1783). Для османов показалось тяжелым сначала признание, под давлением России, независимости турецкого ханства, а затем и превращение его, спустя несколько лет, в простую русскую губернию. До того времени от империи не отрывали такой важной мусульманской и турецкой области».
Франция и Пруссия, хотя и с неодобрением отнеслись к присоединению Крыма, ограничились лишь дипломатическими нотами. После присоединения Крыма основная ближайшая задача восточной политики России заключалась в том, чтобы закрепить обладание Крымским полуостровом. Петербург надеялся на установление прочного мира. «Граница теперешняя обещает покой России, зависть Европе и страх Порте Оттоманской», - писал Екатерине II в начале августа 1783 г. Г.А. Потемкин. Однако оптимизм последнего, был еще преждевременным.
Сначала Стамбул не протестовал, будучи отвлеченным подписанием 10 (23) июня 1783 г. торгового соглашения с Петербургом. Но затем османы заняли позицию крайне не уступчивую и стали угрожать войной. По этой причине известие о конвенции с Портой (8 января 1784 г.), устранившей войну, было встречено в России с чувством всеобщего удовлетворения. «Я только то скажу, - писал руководитель внешнеполитического ведомства России А.Безбородко послу Булгакову 6 февраля 1784 г., - что день ратификации был похож на самый величайший праздник, где бы торжествовал бы мир после долговременной и сильной войны». В начале 1784 г. был опубликован официальный манифест Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, Правобережной Кубани и Тамани к Российскому государству. 17 февраля 1784 г. это вхождение в состав России официально признала османская Порта.
Таким образом, часть территории Крымского ханства (полуостров Крым, площадь от Перекопа до Днепра, между Конскими водами и Бердой, Таманский полуостров) образовали земли Черноморского казачьего войска в качестве административной единицы – Таврической области. А что касается Правобережья Кубани, то она была включена в состав Кавказской губернии.
Необходимо указать, что с утверждением российской администрации на Правобережье Кубани завершилось присоединение степного Предкавказья к Российской империи.
Стоит отметить, что кавказская политика России первоначально была подчинена крымскому вопросу, об этом свидетельствует и рескрипт императрицы Екатерины II от 8 апреля 1783 г. по поводу присоединения Крыма. Верховная власть исходила из интересов Крыма и Кавказа.
Д.С. Кидирниязов (ИИАЭ ДФИЦ РАН)
Вернуться к новостной ленте