Дата: 26.03.2018
22 марта президент Российской академии наук Александр Сергеев выступил на заседании комитета ГД по образованию и науке.
Президент РАН прокомментировал, внесенный в Госдуму президентом РФ законопроект по части совершенствования законодательства РФ, регламентирующего деятельность РАН, с учетом проведенной реформы академического сектора науки. Также Сергеев рассказал о направлениях, в котором требуется дальнейшее совершенствование законодательства.
Александр Сергеев рассказал, «что предложение о совершенствовании и корректировке 253-го федерального закона прозвучало при моей первой встрече с Владимиром Владимировичем Путиным. Эти слова произнёс он». И через несколько месяцев эти пять направлений изменений президенту были представлены.
Характеризуя функцию прогнозирования, Сергеев отметил, что «фактически единственная и основная, которая прописана у Академии наук в 253-м законе, - это экспертиза. Экспертиза и прогноз – это совершенно разные вещи. Экспертиза – ну, в каком-то смысле пассивная функция. Прислали, - проэкспертировал; не прислали, - ничего. Прогнозирование – это твоя инициатива. Ты выходишь с этой инициативой, ты её, конечно, обосновываешь. И то, что функция прогнозирования появилась у нас, это очень важно. Мы действительно об этом просили».
Касаясь взаимодействия с органами государственной власти, академик отметил, что оно «должно быть таким, чтобы вот то, что мы, ну, если хотите, прогнозируем, представляем, мы могли доносить до органов государственной власти. По 253-му федеральному закону наше взаимодействие с ними является чисто информационным, там больше ничего нет. То есть это означает, что даже если мы спрогнозировали действительно очень важную, так сказать, стратегию там, скажем, пространственного развития страны, формально с этим идти некуда. То есть мы можем прийти и, так сказать, проинформировать, что, да, вот мы разработали, но это дальше не принимается в дело, не принимается в рассмотрение».
Президент РАН подчеркнул что то, этот блок был учтен в законопроекте, является важным для академической науки. Сергеев пояснил, что Академия наук в области фундаментальных исследований фактически должна стать заказчиком этих исследований для всех учреждений: и академических учреждений, и учреждений высшего образования, и государственных научных центров. «Понимаете, ведь если мы разрабатываем государственную программу фундаментальных исследований, то мы должны координировать эту работу, - пояснил Сергеев. - Мы должны отвечать за то, что мы прописали в государственной программе фундаментальных исследований, чтобы это было, чтобы это выполнялось». Он отметил, что сейчас этой ответственности у Академии наук нет, причем этой ответственности даже нет в отношении академических институтов.
Говоря о четвёртом направлении – оборонке, президент РАН рассказал, что 253-ФЗ ни слова нет про оборонные исследования. «И получается так, что и Федеральное агентство научных организаций за оборонку не отвечает. Оно отвечает за гражданскую часть. Это государственные задания, там нет оборонки. Академия наук была основным или существенным действующим лицом при решении таких вот задач по укреплению обороноспособности и безопасности страны. Поэтому мы попросили президента вернуть нам эти функции, то есть прописать, это действительно оказалось прописано», - рассказал Александр Сергеев.
Президент РАН подчеркнул важность того, что законопроект, «в котором учтены вот наши предложения в значительной части», что их внёс сам президент, и то, что это произошло очень быстро. «Это действительно является свидетельством того, что руководство страны заинтересовано в том, чтобы вот такое расширение функций и обязанностей Академии наук, оно как можно быстрее случилось. Поэтому, вне всякого сомнения, мы поддерживаем», - заявил Александр Сергеев.
Говоря о дальнейшей работе в этом направлении, Сергеев рассказал, что «следующим шагом должна быть разработка закона о Российской академии наук с внесением одновременно изменения в Гражданский кодекс». С его слов, «Владимир Владимирович (В.В.Путин - ред.) прямо сказал, что он считает необходимым изменения этого, так сказать, внести изменения в Гражданский кодекс, должна появиться отдельная строчка в Гражданском кодексе среди этих типов учреждений «Государственная академия наук».
Но академик отметил, что «разработка такого закона – дело небыстрое, тем более что сейчас разрабатывается, разработается закон «О науке», научно-технической, научно-инновационной деятельности. И нам кажется правильным увязать эти два закона в том смысле, чтобы закон «О Российской академии наук», он правильно коммуницировал с тем законом, который сейчас разрабатывается Министерство образования и науки. И это будет действительно следующей шаг, который потребует, наверное, определённого времени». При этом академик с удовлетворением отметил поддержку со стороны Государственной Думы.
Сергеев также рассказал о тех моментов, по которым «мы дальше с вами могли бы при обсуждении в разных чтениях этого закона", учесть.
В частности, академик указал на вопрос, связанный с функционалом Российской академии наук. «Если мы посмотрим на те предложения, которые внесены, то фактически мы видим, что и в целях, и в задачах Российской академии наук прописано проведение фундаментальных научных и поисковых исследований, финансируемых за счет бюджета. Я просто читаю (часть 1 статьи 7): проведение фундаментальных научных поисковых исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, это есть. Но когда мы переходим вниз во вторую часть этой седьмой статьи (это функции), там, в функционале, этого нет. Понимаете?», - заявил Сергеев. По его мнению, «если это есть в целях и задачах, то в функциях какой-то соответствующий пункт должен быть прописан».
Говоря о научно-просветительской деятельности, Сергеев сказал, что «нам кажется, что такие объекты, как дома ученых, музеи, где поле вот этой научно-просветительской деятельности, должны быть в ведении Российской академии наук». Он не понимает, «почему мы должны идти, арендовать, снимать какие-то, просить кого-то предоставить нам площади». «Мы претендуем, так скажем, на возвращение академических институтов», - заявил президент РАН.
Одной из возможных идей для реализации в этом контексте, по мнению Сергеева, может стать включение пункта о том, что «Российская академия наук может учреждать бюджетные учреждения, которые необходимы для выполнения этого функционала, который нам предписывает 253-й закон и наш устав».
Он продолжил, «сейчас у нас есть прекрасный проект – организация международного центра академических фундаментальных исследований, который работает по принципу мозговых штурмов. Нет в России этого, во всём мире это есть. Новая форма - учёные приглашаются на, скажем, там две-три недели, так сказать, какой-то страной вот в этот вот центр. Это самые, так сказать, самые мозги, которые соответствуют соответствующим специальностям, и они работают в режиме рабочей группы. И мы бы хотели даже на базе той небольшой собственности, которая есть у нас, мы считаем, что у нас гостиничный комплекс в Узком, это небольшая гостиница, которая есть, прекрасно приспособлена под организацию этого центра. Мы бы хотели, чтобы это было юридическое лицо, потому что если это не юридическое лицо, оно сидит внутри вот той бухгалтерии, которая есть у нас, это масса проблем. Собственно, это то же самое и с домами учёных».
Коснулся академик еще одного спорного, по его мнению, вопроса: «когда мы говорим о взаимодействиях с нашими уважаемыми коллегами – Федеральное агентство научных организаций, мы с вами знаем, по 253-ФЗ, федеральное агентство осуществляет административно-хозяйственные функции, но является единственным учредителем, а если оно является единственным учредителем, то встаёт вопрос: кто же осуществляет научно-организационные функции? Мы бы хотели, чтобы была, конечно, Российская академия наук, это, естественно".
"Что такое, прежде всего, научно-организационные функции в отношении академических институтов? Это чёткая постановка государственного задания. Государственное задание – это государственная программа фундаментальных исследований, это есть не только в целом разрисовка этой программы фундаментальных исследований, это то, что мы должны, обладая теперь вот этим пунктом, что мы осуществляем контроль за выполнением этой программы. Мы бы хотели поправить и в нашем взаимодействии с Федеральным агентством научных организаций пункт, касающийся того, как академические институты получают это государственное задание. То, что сейчас есть, прописано так. «Государственное задание ставит Федеральное агентство научных организаций по согласованию с Российской академией наук». Это значит и сейчас это есть, что это государственное задание формируют себе сами институты, это факт, который сейчас мы пытаемся изменить, потому что сплошь и рядом мы видим, что государственное задание, которое ставится академическим институтом, ну, если хотите, обесценивается по результату, потому что для академических институтов гораздо важнее своими лучшими работами и своими лучшими результатами отчитаться, скажем, перед Российским фондом фундаментальных исследований или перед Российским научным фондом, а отчёт, который идёт за наше драгоценное государственное задание, которое идёт нам без конкурса, без всего, оказывается, ну, в значительной степени таким вот… Этот отчёт такой выхолощенный. Можно отчитаться, чем хотите.
Во многих, во многих случаях отчёт идёт некачественной продукцией научной.
Мы бы хотели большего контроля. И в этом смысле мы предлагаем, прежде всего, чтобы государственное задание, которое давалось Федеральному агентству научных организаций и институтам, давалось не с согласования с Академией наук, а по представлению Академии наук», - заявил Александр Сергеев.
Также академик обратил внимание на то, как проходят выборы руководителей в академических институтах. Отметив тот факт, что выборы являются большим достижением, Сергеев также обратил внимание и на проблемы.
«Если мы возьмём научный институт и увидим, что в соответствии вот с 253-м федеральным законом выборы проводятся всем коллективом сотрудников, сразу возникает вопрос. Вот, понимаете, что такое весь коллектив сотрудников? В этом коллективе сотрудников у нас есть уборщицы, у нас есть охранники, у нас есть работники, есть рабочие на опытном производстве. Насколько правильно то, что выборы в академическом институте? В выборах в академическом институте равные голоса имеют в определённых… Зачастую случайный, так сказать, случайный вот работник, который занимается уборкой мусора, который каждый месяц может меняться…
Нам кажется, что всё-таки право голоса при выборах директора академического института должно даваться научным сотрудникам и инженерным работникам института», - заявил Александр Сергеев.
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=fd8835a0-ab7a-4c20-a811-3356ade76d98#content
Телефоны:
(8722)
67-06-20
(8722)
67-06-11
Факс:
(8722)
67-49-65
Председатель ДФИЦ РАН
Муртазаев Акай Курбанович