Дербентская археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук начала свой новый, уже 43-ий, полевой сезон. В работе экспедиции принимают участие сотрудники и аспиранты отдела археологии института, студенты исторического факультета Дагестанского госуниверситета, которые проходят здесь археологическую практику, и факультета социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Позднее к ним присоединятся студенты и начинающие археологи Чеченского госуниверситета.
Работа экспедиции, как и в предыдущие годы, финансируется по гранту Российского гуманитарного научного фонда. Руководит экспедицией заместитель председателя ДНЦ РАН, заведующий отделом археологии ИИАЭ, доктор исторических наук, профессор Муртазали Гаджиев.
В планах работы экспедиции продолжение исследований на раскопе, заложенном в прошлом году на территории древнего поселения, которое датируется первой половиной - серединой I тысячелетия н.э. и предшествовало знаменитым укреплениям Дербента, возведенным в 568-569 гг. н.э. Это поселение занимало территорию нынешней цитадели Нарын-кала и прилегающие к нему с юга участки на площади около 10 га.
По словам Муртазали Гаджиева, остатки этого раннегородского поселения идентифицируются с известным по раннесредневековым письменным источникам населенным пунктом, который у древних армянских и грузинских авторов фигурирует под именем Чор, у ранневизантийских - Тзур, Зуар, в сирийских источниках - Торайе, в арабских - Сул. Это древнее имя Дербента отложилось и в ряде дагестанских языков - Чурул, Чулли. По данным письменных источников известно, что Чор был важным административно-политическим, военно-стратегическим и религиозно-идеологическим центром Восточного Кавказа. Здесь до 552 г. находилась резиденция католикоса - главы христианской церкви Кавказской Албании. Здесь пребывал в V-VI веках наместник Сасанидского Ирана.
Прошлый сезон дал важные научные результаты и принес очень интересные находки. Это остатки архитектурного комплекса, хозяйственные сооружения, технологически развитая гончарная печь. Найдено много обломков керамической посуды, причем сочетается как местная, так и типично сасанидская керамика, что демонстрирует культурное и технологическое взаимодействие между Ираном и Кавказской Албанией в сфере ремесленного гончарного производства. По-видимому, где рядом с раскопанной печью для обжига керамики находится и мастерская ремесленника-гончара. Археологам еще предстоит ее обнаружить. При раскопках обнаружены различные изделия из камня, кости, железа, бронзы, керамические изделия, использовавшиеся в гончарстве, глиняные и каменные пряслица для веретена, костяные иглы. В комплексе эти находки рисуют хозяйственную и культурную жизнь его обитателей.
Со строительством новых оборонительных укреплений в середине VI века, архитектурно оформивших новый город, который получил новое имя Дербент, древнее поселение постепенно было заброшено, а население его переселилось вниз на равнину под защиту надежных каменных оборонительных стен города.
В планах экспедиции также масштабные раскопки на недавно выявленном в Дербенте в ходе инженерных земляных работ на ул. Мамедбекова мемориальном комплексе X-XII веков с каменными плитами с арабскими куфическими надписями. Мы уже сообщали об этом памятнике, обнаружение которого вызвало большой общественный интерес.
Корреспонденты РИА «Дагестан» и далее будут информировать читателей об исследованиях Дербентской археологической экспедиции ИИАЭ ДНЦ РАН.
Вернуться к новостной ленте