Дата: 24.04.2023
Текст Открытого звукового письма
доктора исторических наук, профессора Муртазали Гаджиева
Салам алейкум! Видимо, надо высказать свое мнение. Не делал это в священный месяц. Он прошел. И теперь выскажусь. Но сначала представлюсь – Муртазали Гаджиев, доктор исторических наук, профессор.
С некоторых пор я не участвую в соцсетях, не слежу за их «буднями» и происходящими в них «баталиями». Но ко мне обращаются мои друзья, мои хорошие знакомые по поводу развернувшихся событий, с просьбой разъяснить некоторые моменты, с возмущениями. И, они, как и многие, интересуются историей, но в массе своей не читают научные книги, особенно толстые. Так что это мое обращение всем интересующимся, в том числе и моим давним друзьям Магомеду Хочоевичу, Асадулле Алиевичу, Гасану Алиевичу, солидарным со мной, и многим другим.
Но прежде, напомню слова Аристотеля, который писал: «Долг благочестия истину чтить выше». Напомню и слова нашего земляка, выдающегося философа современности, академика Абдусалама Гусейнова: «Для ученого ценность истины выше всех других ценностей». Эти фразы – не пустые слова, это путеводные звезды ученого-исследователя, в том числе историка. Ну, теперь к делу.
Уже, по-моему, больше трех лет, как руководство историко-культурного общества «Фонд Шамиля», по сути своей дилетанты от истории, усиленно насаждает свое видение Кавказской войны и великой личности имама Шамиля. Создается впечатление, что они сознательно ставят целью под красивыми лозунгами внести смуту в общественное сознание дагестанцев (и не только дагестанцев), исказить и отвергнуть устоявшиеся, научно обоснованные парадигмы. Грязно вторгаются в область исторической науки, в которой они несведущи. Мы знаем о том, что был период, когда имама Шамиля объявляли ставленником Султанской Турции и английских колонизаторов с молчаливого согласия многих историков. Знаем, каким нападкам тогда подвергся наш учитель Расул Магомедович Магомедов. Мне хорошо запомнился спецкурс Расула Магомедовича по истории Кавказской войны, его спецкурс «Исторический факт как основа истории», по которому я готовил реферат. И профессиональный ученый-историк оперирует фактами, а не лозунгами.
А эти деятели-общественники, не будучи историками, не останавливаются перед откровенной ложью. При этом не приводят конкретные факты, подтверждающие их сумасбродные заявления-лозунги, которые родились в воспаленном сознании. Они применяют давно известный в паранауке прием, которые еще древние римляне обозначили как reductio ad absurdum – «доведение до абсурда».
Руководство фонда за последние годы провело три так называемых конференции. Точнее, три общественных собрания, которые назвали конференцией, экспертными слушаниями, форумом. На них присутствовали самые различные общественники, духовенство, разного ранга чиновники, вплоть до министров. Но эти собрания были разбавлены рядом историков – докторов, профессоров, доцентов с кандидатами, которые выступали там с неплохими докладами. Но не они руководили этими собраниями, не они были их организаторами. За них разруливали, ими прикрывались. Не знаю, слушали ли они, историки, вынесенные на этих собраниях резолюции, читали ли они их, прежде чем их принимали – не знаю. Скорее всего, нет. Потому что они высказались бы. Но эти резолюции от имени, как говорится, широких общественных масс распространяются в СМИ, соцсетях, на сайтах. С молчаливого согласия историков. Тем самым, со стороны исторической науки, якобы с согласия и подтверждения этих историков-участников этих собраний легитимизируются эти ложные заявления. И они приобретают образ истины.
Но это далеко не так. Облаченные в красивые фразы-одежды, типа толерантность и цивилизационное развитие, воссоединение, традиционные ценности, свобода и равенство, демократические принципы и гуманизм, взаимообогащение культур, авторы этих резолюций, а точнее известный автор, сеют ложь. И здесь нет места для дискуссии. Потому что спорить, обсуждать нелепые лозунги, облаченные в наукообразную мантию, – это не сфера научного общения, научного дискурса. Это сфера научной критики.
Причем, чтобы придать легитимность своим заявлениям, они пишут, что «в ходе конструктивного диалога между участниками…», « участники сформировали общую позицию и приняли резолюцию…» и т.д.
Приведу некоторые не соответствующие исторической действительности пункты этих постановлений, которые приняты как якобы общая позиция, выработанная в ходе конструктивного диалога, как они пишут.
Ну, начну с животрепещущего, задевающего чувства некоторых людей, там, где они пытаются задеть за живое несведущих людей.
Цитирую: «На конференции участники все как один признали – имам Шамиль не был пленен». Далее они заявляют, что Россия, император Александр 2 в лице генерал-фельдмаршала Барятинского, заключили мир, мирный договор с имамом Шамилем на выдвинутых имамом условиях. Утвержденные и исполненные условия.
Ну что сказать по этому поводу. Полный бред! Это вранье, это ложь. Кто видел этот договор, кто читал статьи этого мирного договора? Ответ один – никто. Не было никакого мира заключено и утверждено, тем более, на условиях имама Шамиля. Не было никакого мирного соглашения, ни письменного, ни устного. Имам был пленен, и это факт. Да, это был почетный плен. Да, Шамиль не сдался добровольно в плен, но он был пленен. И никто не вправе судить великую историческую личность за это, как делают некоторые наши современники. Надо оставить свои эмоции и чувства при себе. А история оперирует фактами. И этот исторический факт нисколько не умаляет личности имама Шамиля.
И еще некоторые факты.
Знаменитый художник Теодор Горшельт, бывший свидетелем пленения имама, так и назвал свою картину «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года». Это факт.
На камне, на котором восседал князь Барятинский, царские власти установили мемориальную чугунную доску с надписью «На сем камне восседал генерал-фельдмаршал князь Барятинский, принимая плененного Шамиля 25 августа 1859 года». Как не прискорбно, но это факт. Кажется, в 1995 г. эта плита вместе с беседкой были взорваны.
В Храме Спаса на крови, возведенном в Санкт-Петербурге в память императора Александра II, были установлены мраморные доски с надписями золотыми буквами, увековечивавшие деяния царя. И на одной из них надпись гласит: «Покорение (подчеркну - не присоединение, не воссоединение, а покорение – М.Г.) Кавказа. Взятие Гуниба и пленение Шамиля 25 августа 1859 года». И это тоже факт.
Ну, наконец, сам имам знал, что он в плену, в почетном плену. В Национальном музее хранится подлинное письмо имама, написанное 24 ноября 1859 года, всего 3 месяца спустя после пленения. Оно обращено к «сыну», оно начинается словами: «От бедного раба [Аллаха] – писца, пленника Шамиля сыну его Мухаммадамину – мир вам, милость Аллаха Всевышнего и Его благословение». А завершается оно словами: «Я не скрепляю своей печатью это письмо потому, что печать моя осталась в руках Амирхана, который изменил мне. Возможно, Газимухаммад сам привезет ее». Письмо это известно, оно опубликовано в известном сборнике «100 писем Шамиля», подготовленном замечательным специалистом, покойным Хулатой Омаровым.
Еще один вывод этих горе-историков:
«Главное достижение Шамиля – цивилизационное воссоединение Кавказа с Российской империей на условиях осознанного взаимного уважения, взаимообогащения культур и подлинно братского союза народов».
Красивые слова! Они забыли присовокупить к своему выводу, по крайней мере, два материальных факта. Это царская медаль «За покорение Чечни и Дагестана» и царская медаль «За покорение Западного Кавказа» – не за воссоединение, не за присоединение, а за покорение. Кстати, эти слова о цивилизационном воссоединении они на своих сайтах приписали доктору исторических наук, профессору Магомеду Гасанову, который в своем выступлении таких слов не произносил. Вот такой прием используют. То есть они прикрываются именем профессионального историка. Но это не его слова, это их слова, этих дилетантов, я бы сказал воинствующих на почве истории дилетантов.
Останавливаться на всех измышлениях, чуть было не сказал «испражнениях», этих представителей фонда Шамиля нет времени и, честно говоря, это мне не интересно. Не буду отнимать и у вас времени. Но не могу не привести еще пару их невообразимых, бредовых измышлений.
Итак, прислушайтесь. Цитирую: «На протяжении всей жизни, Шамиль принимал деятельное участие в государственных делах Российской империи, выполняя дипломатические миссии». Это что? Я спрашиваю вас, это что такое? Как такое может родиться в нормальной, здоровой голове? В какой должности он был дипломатом? О каких миссиях идет речь? Посол, консул, атташе Российской империи? Как такое можно писать!
Или еще такое: имам Шамиль «при своей жизни объединил Кавказ … (понимаете, даже не Дагестан и Чечню, а Кавказ – М.Г.), а затем привел к справедливому миру и стал одним из …». Слушайте внимательно: «…стал одним из основоположников современного многонационального Российского государства…».
Как говорят, без комментариев. Один из основоположников многонационального Российского государства. Ну как до такого можно додуматься? И какой справедливый мир? Имам был пленен. Но какая здесь софистика, эквилибристика, какое ухищрение, какая уловка для свободных ушей!
Нельзя так обращаться с историей, с исторической наукой, с историческими фактами, нельзя так обращаться с именем великого имама Шамиля. Перестаньте, господа руководители «фонда Шамиля». Хорошо, что в официальном названии вашей общественной организации не указано, какого Шамиля ваш фонд.
Ну в конце, еще пару слов.
Это касается разнузданной с начала года, ниже всякой элементарной порядочности, безнравственных, непотребных клеветнических роликов в ютубе в адрес известного историка Патимат Тахнаевой, которую мы должны благодарить за ее научные труды. Часть этих роликов анонимна, часть от составлена имени «фонда Шамиля». Автор-сочинитель этих пасквилей известен. Что сказать по этому поводу? Это низость, это недостойно мужчины, которому еще и за 70 к тому же и который не устает рассылать подметные письма, анонимки, доносы, прикрываться другими лицами и организациями.
Эта пена, в лице руководства фонда, с их безумными заявлениями, лозунгами, уйдет, а книги Патимат останутся и будут служить ценным подспорьем для будущих многих поколений историков. Их будут читать. А о вас даже не вспомнят.
Что касается моего мнения о нынешнем историко-культурном обществе «Фонд Шамиля», думаю ясно. Но приведу сказанные недавно о фонде слова одного моего коллеги: «Оно давно скончалось». Но вот на своем смертном одре оно еще окончательно скомпрометировало себя в лице своего руководства.
Я много общаюсь с людьми по долгу своей профессии, профессии археолога. И сам до недавнего времени занимался преподавательской работой, читал спецкурсы по археологии. Написал учебник по истории Дагестана для школьников. Но вижу очень низкий уровень исторического образования у основной массы населения, и школьного, и вузовского исторического образования. Хочется надеяться, что это временное явление, как наследие 90-х и нулевых годов; хочется верить, что ситуация изменится в лучшую сторону.
Ну и напоследок о хорошем. Нашим институтом давно подготовлены учебные пособия «История Дагестана» для школьников от 6-го до 10-го классов, от древнейших времен до наших дней. Но вот с изданием как-то стопорилось на верхах. И, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. И издательство «Просвещение» скоро выпустит эти учебники для наших детей и внуков. А когда они выйдут, советую их почитать и старшим, и родителям. В целях повышения вашей исторической грамотности, так сказать. Вот как-то так, на возвышенной ноте закончу.
Как говорят мусульмане, Аллаху алим – Аллах лучше знает!
Васалам-вакалам!
Телефоны:
(8722)
67-06-20
(8722)
67-06-11
Факс:
(8722)
67-49-65
Председатель ДФИЦ РАН
Муртазаев Акай Курбанович